Взаимосвязь психологического благополучия и копинг-поведения в процессе профессионализации педагогов

Мергаляс Мергалимович Кашапов, Юлия Олеговна Иванова

Аннотация


Статья посвящена исследованию психологического благополучия и копинг-поведения в процессе профессионализации педагогов. Установлено, что существует связь между копинг-стратегиями «отвлечение», «избегание» и занимаемой должностью, уровнем образования, а также выявлена связь между надситуативным уровнем проблемности при решении педагогических проблемных ситуаций и показателями «занимаемая должность», «уровень образования», «стаж работы» Доказано влияние различных компонентов профессиональной деятельности на копинг-поведение, а также установлена его зависимость от психологического благополучия личности. Обосновано, что в процессе профессионализации происходит становление стрессоустойчивости, а не только достижение вершин в профессиональном развитии.

Ключевые слова


профессионализация; педагог; самореализация; копинг-поведение; психологическое благополучие; уровень проблемности; professionalization; teacher; self-realization; coping behavior; psychological well-being; problem level

Полный текст:

PDF

Литература


Bradbum N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. 320 p.

Diener E. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem // Journal ofPersonality and Social Psychology. 1995. № 68. P. 653-663.

Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. № 95. P. 542-575.

Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychology. 2000. № 55. P. 68-78.

Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological wellbeing // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. № 57. P. 1069-1081.

Ryff C. D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psychological Science. 1995. № 4. P. 99-104.

Waterman A. S. Two conceptions of happiness: contrasts of personal expressiveness (eudaimonia) and hedonic enjoyment // Journal of Personality and Social Psychol. 1993. № 64. P. 678-691.

Канеман Д. Внимание и усилие. М.: Смысл, 2006. 288 с.

Lazarus R. S. Emotions and interpersonal relationships: toward a person-centered conceptualization of emotions and coping // Journ. of Personality. 2006. Vol. 74 (1). P. 9-46.

Lazarus R. S. Transactional theory and research on emotion and coping / R. S. Lazarus, S. Folkman // Eur. J. Pers. 1987. Vol. 1. P.141-169.

Loevinger J. Ego development: Questions of method and theory. Psychological Inquiry. 1993. Vol. 4, P. 56-63.

Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994. 480 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 368 с.

Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995. 238 с.

Hobfoll S. E. Resource loss, resource gain, and emotional outcomes among inner city women / S. E. Hobfoll, R. J. Johnson, N. Ennis, A. P. Jackson // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84. P. 632-643.

Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: Эксмо, 2002. 272 с.

Bakker A. B., Demerouti E. The Job Demands-Resources model: state of the art // Journal of Managerial Psychology. 2007. Vol. 22, № 3. P. 309-328.

Morton J. B., Ezekiel Fredrick Wilk, Heather A. Cognitive Control: Easy to Identify But Hard to Define // Topics in Cognitive Science. 2011. Vol. 3(2). P. 212-216.

Folkman S. Holistic approaches to coping: Appealing but unwieldy. Commentaries on So-merfield // Journal of Health Psychology. 1997. Vol. 2. Р 155-156.

Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект-Пресс, 2007. 327 с.

Холодная М. А., Алексапольский А. А. Интеллектуальные способности и стратегии совладания // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 4. С. 59-68.

Ожиганова Г. В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. М.: Институт психологии РАН, 2016. 282 с.

Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды: дис.. д-ра пси-хол. наук. Кострома, 2014. 423 с.

Психология: учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2009. 656 с.

Кашапов М. М., Киселева Т. Г., Коточи-гова Е. В. Компетентность: понятие, виды, основные подходы к диагностике компетентности психолога // ЧФ: Социальный психолог. 2003. Вып. № 1 (5). С. 39-44.

Креативность как ключевая компетентность педагога: монография / под ред. М. М. Ка-шапова, Т. Г. Киселевой, Т. В. Огородовой. Ярославль: Индиго, 2013. 392 с.

Пошехонова Ю. В. Профессиональная субъектность и возможная роль метапознания в ее становлении на этапе профессионального обучения // Когнитивно-акмеологические основы профессионального становления субъекта: монография. Ярославль: Индиго, 2013. С. 80-94.

Огородова Т. В. К вопросу о творческом мышлении экономистов // Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов / под науч. ред. М. М. Кашапова, Ю. В. Пошехоновой. Ярославль, 2012. С. 245-256.

Кашапов М. М. Теоретические основы исследования и формирования педагогического мышления // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2001. № 1. С. 121-131.

Кашапов М. М. Психология творческого мышления: учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2017. 436 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2017-2-89-94

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)