Профессиональная дифференциация субъектов и актуализация ресурсов среды

Владимир Алексеевич Толочек

Аннотация


Выдвигаются рабочие гипотезы и анализируются материалы эмпирических исследований на гомогенных выборках представителей трех профессиональных сфер - государственных служащих, менеджеров и инженеров, специалистов и руководителей подразделений предприятий в возрасте 30 - 50 лет. Рабочие гипотезы получили подтверждение: представители разных профессий (сходных по социально-психологическим критериям) различаются составом, паттернами и динамикой актуализации разных условий среды как ресурсов, а также разной мерой детерминации ими социальной успешности человека. В процессе НИР подтверждено, что лучшие результаты дает комбинация методов параметрической статистики: проверяя рабочие гипотезы, мы может параллельно формулировать новые задачи и выдвигать новые гипотезы.

Ключевые слова


ресурсы; социальные условия; макро-, мезо- микросреда; субъекты; карьера; успешность; resources; social conditions; macro-meso-micro-environment; subjects; career; success

Полный текст:

PDF

Литература


Волочков А. А. Активность субъекта бытия: интегративный подход. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. 375 с.

Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 680 с.

Водопьянова Н. Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий): автореф. дис. … докт. психол. наук. СПб., 2014. 48 с.

Маркова Е. В. Возрастные и стажевые изменения стилевых характеристики процесса принятия управленческих решений // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Ч. I: Методология системогенетического подхода. Конструктивные и деструктивные тенденции профессионального становления и реализации личности: материалы VII Международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю. П. Поваренкова. Ярославль: Агентство Литера, 2015. С. 234-236.

Толочек В. А. Адаптация субъекта к социальной среде: парадоксы, парадигмы, психологические механизмы // Мир психологии, 2006, № 4. С. 131-146.

Толочек В. А. Профессиональная успешность субъекта: психологические и социальные контексты // Методы исследования психологических структур и их динамики / под ред. Т. Н. Савченко и Г. М. Головиной. М.: Изд-во ИП РАН, 2007. С. 69-81.

Толочек В. А. Профессиональная успешность: от способностей к ресурсам (дополняющие парадигмы) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6, № 3. С. 27-61.

Толочек В. А., Денисова В. Г., Журавлева Н. И. Динамика и условия становления субъекта в социономических профессиях // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 6. С. 41-48.

Хазова С. А., Дорьева Е. А. Ресурсы субъекта: теория и практика исследования. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. 250 с.

Baumeister R. F., Schmeichel B. J., Vohs K. D. Self-regulation and executive function: Self as controlling agent // Social psychology: Handbook of basic principles / Ed. by A. W. Knoglanski, E. T. Higgins. N. Y.: Guilford Press, 2007. P. 516-539.

Diener E., Fujita F. Resources, personal strivings, and subjective well-being: A nomothetic and idiographic approach // Journal of Social Psychology. 1995. Vol. 68, № 5. P. 926-935.

Taylor Sh. E. Health psychology. Boston: McGraw Hills, Inc., 1995. 276 р.

Толочек В. А., Журавлева Н. И. Динамика актуализации ресурсов субъекта на протяжении профессиональной карьеры // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 1. С. 91-107.

Карпов А. В. Рефлексивная детерминация деятельности и личности. М.: РАО, 2012. 476 с.

Кашапов М. М. Стадии творческого мышления профессионала. Ярославль: Ремдер, 2003. 183 с.

Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. 376 с.

Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности. Саратов: Изд-во СГПУ, 2013. 258 с.

Слепко Ю. Н. Теоретическая и эмпирическая структура отношения учащихся к учителю // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 4, т. 2. С. 252-256.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)