Связь профильного обучения в средней школе и личностных проявлений учащихся

Alena M. Pervitskaya

Аннотация


В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных проявлений (перфекционизм, удовлетворенность жизнью, стрессоустойчивость и невротизация) подростков. Цель исследовательской работы - изучить особенности проявления перфекционизма, жизненной удовлетворённости, стрессоустойчивости школьников подросткового возраста, обучающихся в общеобразовательных и профильных классах. При помощи анализа первичных статистик, U-критерия Манна-Уитни и дисперсионного анализа с непараметрической поправкой Уэлча обнаружены значимые различия по большинству показателей между учащимися из общеобразовательных и профильных классов. В профильных классах уровень перфекционизма по всем шкалам значимо выше, в общеобразовательных классах учащиеся не предъявляют завышенных требований к себе и окружающим. Важно отметить, что показатели индекса жизненной удовлетворенности и общий фон настроения находятся в пределах нормы у всех учащихся. Обнаружены значимые различия между личностными проявлениями в зависимости от профиля обучения. Во всех профильных классах уровень стрессоустойчивости ниже среднего, а невротизация выражена в химико-биологическом и физико-химическом профиле.

Ключевые слова


профильное обучение; перфекционизм; стрессоустойчивость; невротизация; удовлетворенность жизнью

Полный текст:

PDF

Литература


Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 168 с.

Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005. 672 с. EDN QXMNOL.

Гаранян Н. Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Терапия психологических расстройств. 2006. № 1. С. 23-31. EDN PXESHH.

Воликова С. В. Современные исследования детского перфекционизма // Социальная и клиническая психиатрия / Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского. 2012. Т. 22, №2. С. 94-99. EDN PBDQTP.

Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер. 2011. 224 с.

Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2004. 672 с.

Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер. 2003. 271 с.

Гуревич П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2012. 320 с.

Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональных стресс: физиологические и психологические реакции: медицинские, индустриальные и военные последствия стресса / под ред. Л. Леви, В. Н. Мясищева. Л., 1970. С. 178-208.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2025-2-330-341

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)