Тридцать лет на службе социальной психологии в системе правоохранения

Vladimir I. Nazarov, Sergey A. Kornev, Sofiya V. Pantyushina, Igor Y. Kiselev

Аннотация


В статье анализируется актуальность использования в профессиональном образовании учебного пособия «Основы социально-психологической теории», написанного авторским коллективом. Авторы статьи подчеркивают, что рассматриваемое учебное пособие, будучи дополнено современным научным материалом, может использоваться для изучения современной социальной психологии. Актуальной остается главная задача книги-юбиляра - помочь обучающимся разобраться в сложном многообразии социально-психологических процессов, явлений и феноменов. В период социально-общественных трансформаций «Основы социально-психологической теории» не только описывали теорию и методику ее применения в образовательном процессе, но и становились незаменимым практическим руководством для граждан в сфере профессиональной деятельности, связанной с психологией общества. Авторы статьи проводят анализ структуры рассматриваемого пособия и отмечают, что его выход послужил импульсом к такому популярному и продуктивному направлению в современной отечественной социальной психологии, как метакогнитивизм.

Ключевые слова


социальная психология; учебное пособие; социально-психологические процессы; метакогнитивизм

Полный текст:

PDF

Литература


Основы социально-психологической теории: учебное пособие / под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. Рязань: Ин-т права и экономики МВД РФ, 1995. 294 с.

Макропсихология современного российского общества / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. 352 с.

Журавлев А. Л., Соснин В. А, Красников М. А. Социальная психология. М.: Форум: ИНФА-М, 2006. 416 с.

Журавлев А. Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2011. 560 с.

Журавлев А. Л., Позняков В. П. Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений. М.: Ин-т психологии РАН, 2012.480 с.

Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М: Просвещение, 1976. 620 с.

Перикова Е. И., Ловягина А. Е., Бызова В. М. Психология метапознания. СПб.: Скифия-принт, 2020. 150 с.

Литвинов А. В., Иволина Т. В. Метакогниция: Понятие, структура, связь с интеллектуальными и когнитивными способностями // Современная зарубежная психология. 2013. № 3. С. 59-70.

Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. 352 с.

Карпов А. В. Метакогнитивные способности личности // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2008. №7. С. 24-29. EDN KVQWJL.

Карпов А. А. Метакогнитивные процессы и качества как детерминанты общеуправленческих стилей // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2021. Т. 15, №4. С. 582-591. DOI 10.18255/1996-5648-2021-4-582-591.

Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45-58.

Чернокова Т. Е. Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 3. С. 153-158.

Ожиганова Г. В. Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию // Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. С. 56-60.

Карпов А. В. О понятии метакогнитивных способностей личности // Психология интеллекта и творчества / под ред. А. Л. Журавлева, М. А. Холодной [и др.]. М., 2010. С. 35-46.

Карпов А. В. О содержании понятия метакогнитивных способностей личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 4. С. 12-19. EDN SEDKVN.

Рубинштейн C. JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.

Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. Т. 1. 487 с.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М: Политиздат, 1975. 126 с.

Шадриков В. Д. Мысль, мышление и сознание // Мир психологии. 2014. № 1. С. 17-32.

Карпов А. А. Структура метакогнитивной регуляции деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 2018. 784 с.

Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности. Ярославль: ЯрГУ, 2018. 744 с.

Карпов А. В. Методологические основы психологического анализа информационной деятельности. Ярославль: Филигрань, 2021.616 с.

Теория и практика оптимизации образовательного процесса в вузе и школе : кол. моногр.: в 2 т. Т. 1 / О. А. Беляева, А. А. Карпов, Е. В. Карпова [и др.] ; науч. ред. Е. В. Карпова ; ФГБОУ ВО «Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского». Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 182 с.

Теория и практика оптимизации образовательного процесса в вузе и школе : кол. моногр.: в 2 т. Т. 2. / А. С. Афанасьева [и др.] ; науч. ред. Е. В. Карпова ; ФГБОУ ВО «Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского». Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 295 с.

Шадриков В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М.: Просвещение, 1990. 100 с.

Холодная М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. М.: ПЕР СЭ, 2002. 304 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2025-1-166-176

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)