Исследование однородности восприятия и оценки организационной культуры работниками на предприятии сферы онлайн-торговли

Yulia Vasyuta, Vadim V. Kiselev

Аннотация


Представлены результаты эмпирического исследования субдоминантных особенностей восприятия организационной культуры работниками сферы онлайн-торговли. Выявлено, что низкий уровень занимаемой должности у респондентов способствует их представлению об организационной культуре как строгой и формальной (иерархической), что приводит к слабой вовлеченности в организационные процессы и усиливает их способность адаптации к условиям деятельности на предприятии. При этом сотрудники, работающие удаленно, демонстрируют более высокий уровень согласованности, несмотря на относительно низкое понимание миссии организации. Они оценивают стиль руководства как более лояльный, а типологию организационной культуры - как адхократическую. Полученные данные свидетельствуют о важности понимания психологической сущности различий в восприятии организационной культуры для создания благоприятной рабочей среды, способствующей общему эффективному функционированию предприятия и психологическому комфорту работников. Обозначенная проблема открывает новые направления для дальнейшего изучения психологических особенностей вовлеченности в организационную культуру субъекта труда в условиях динамичной трансформации рабочей среды, а полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности корпоративных психологов и HR-консультантов.

Ключевые слова


организационная культура; субдоминантные особенности организационной культуры; однородность восприятия; работники онлайн-торговли; уровень должности; формат работы; субкультура

Полный текст:

PDF

Литература


Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Правительство Российской федерации: официальный сайт. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

Проект стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 года // Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области. URL: https://www.eao.ru/upload/medialibrary/5c3/Стратегия развития торговли до 2025 года.pdf

Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство: пер. с англ. / под ред. В. А. Спивака. СПб.: Питер, 2002. 336 с.

Denison D. R., Haaland S., Goelzer P. Corporate culture and // Advances in Global Leadership. Emerald Group Publishing Limited, 2003. Vol. 3. P. 205-227. DOI 10.1016/s1535-1203(02)03011-3.

Камерон К., Куинн Р. Диагностика и измерение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001. 320 с.

Занковский А. Н. Организационное лидерство в пространстве корпоративной культуры: специальность 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»: дис. … д-ра психол. наук. М., 2012. 333 с.

Мельник Ю. И. Представления об организационной культуре сотрудников торгового предприятия: интеграция, дифференциация или фрагментация? // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 1. С. 89-105.

Притчин М. С., Горин С. А. Перспективы развития института удалённой работы в России // Московский экономический журнал. 2020. № 9. С. 26-31. DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10604.

Гурова И. М. Дистанционная работа как тренд времени: результаты массового опыта // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2020. Т. 11, № 2. С. 128-147 DOI 10.18184/2079-4665.2020.11.2.128-147.

Соломанидина Т. О. Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах: учебно-методические материалы. М.: ИНФРА-М, 2020. 395 с.

Инструкция по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях (утв. Госкомстатом СССР 17.09.1987 № 17-10-0370) (в ред. писем Госкомстата СССР от 13.12.90 N 17-24/6-72, Госкомстата РФ от 20.04.93 N 6-1-1/87) // Консультант Плюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11/f7edef9d64f905eddb3694de153da23ffca49b18/

Васюта Ю. Ключевые аспекты и методология изучения организационной культуры российских предприятий: от актуальности до практик ориентированности // Человеческий капитал. 2022. № 1. С. 68-78. DOI 10.25629/HC.2022.01.07.

ГОСТ Р 51303-2013. Торговля. Термины и определения: нац стандарт Российской Федерации: утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28. авг. 2013 № 582-ст. // Юридическая информационная система «Легалакт: сайт. URL: https://legalacts.ru/doc/gost-r-51303-2013-natsionalnyi-standart-rossiiskoi-federatsii/

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. 488 с.

То Т. Ч. Интегральная методика исследования организационной культуры // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7, №1, С. 1-17. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/115EVN115.pdf. DOI 10.15862/115EVN115.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2025-1-152-165

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)