Структурные аспекты синдрома снижения когнитивности

Anatoly V. Karpov, Mikhail V. Bashkin

Аннотация


Представлены результаты исследования влияния цифровизации на формирование и развитие одной из основных подсистем психики - когнитивной. Выявлено существенное по степени и комплексное по характеру детерминационное влияние цифровизации на ее формирование. Показано, что оно осуществляется на двух основных и взаимодополняющих друг друга уровнях - аналитическом и структурном. Сущность аналитического уровня детерминации состоит в том, что в целом имеет место значимое снижение степени сформированности отдельных компонентов когнитивной подсистемы - базовых когнитивных процессов и соответствующих им качеств. Специфика структурного уровня детерминации состоит в том, что аналогично также значимые и существенные трансформации осуществляются и в плане общей организации - структурированности и интегрированности этих компонентов в целостность. На базе этого обосновано положение, согласно которому установленный ранее синдром снижения когнитивности включает в себя не только редукцию отдельных параметров когнитивной подсистемы, но и трансформацию их общей структуры. Вместе с тем важной специфической закономерностью структурных трансформаций когнитивной подсистемы под влиянием факторов цифровизации является то, что она развертывается в основном в плане изменения степени - меры ее организованности и интегрированности, а не в плане ее качественных перестроек. Она, напротив, остается достаточно инвариантной и резистентной по отношению к детерминационному влиянию факторов цифровизации.

Ключевые слова


цифровизация; когнитивная подсистема; когнитивные процессы; развитие личности; структурные трансформации; синдром снижения когнитивности

Полный текст:

PDF

Литература


Alison A. Cyberpsychology. Palgrave Macmillan, 2015. 304 p.

An Introduction to Cyberpsychology / еd. by Kirwan G., Connolly I., Barton H., Palmer M. Routledge, 2016. 348 р. DOI 10.4324/9781315741895

Бондаренко Т. А. Трансформации личности в условиях виртуальной реальности. Ростов-на-Дону : Издательский центр ДГТУ, 2006. 50 с. EDN QWNZDP.

Газзали А., Розен Л. Д. Рассеянный ум. Как нашему древнему мозгу выжить в мире новейших цифровых технологий. Москва : Бомбора™, 2019. 414 с.

Глазкова Ю. А., Трофимов Е. Н. Негативное влияние использования информационных технологий в образовательной деятельности // Наука, техника и образование. 2015. № 7. С. 5-7. EDN UGWAND

Карпов А. В., Карпов А. А., Калачева А. И. Цифровизация как фактор социально-психологической адаптации // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2024. № 3.

Клинберг Т. Перегруженный мозг. Информационный поток и пределы рабочей памяти. М.: Ломоносовъ, 2010. 208 с.

Петрова М. А. Влияние девайсов на формирование субъектности младших школьников // Дискуссия. 2016. № 9. С. 88-93. EDN WXOULT

Bell V., Bishop D. V., Przybylski A. K. The debate over digital technology and young people // British Medical Journa. 2015. Vol. 351. Art. no. h3064. DOI 10.1136/bmj.h3064.

Karpov A. V., Karpov A. А., Volchenkova А. А. Transformation Patterns of the regulatory subsystem of the Psyche in the Context of Digitalization of the Society // Сhanging society and personality. 2024. No. 3.

Карпов А. В. Методологические основы психологии информационной деятельности. Ярославль: Филигрань, 2021. 616 с.

Карпов А. В, Башкин М. В, Карпова Е. В, Чемякина А. В. Цифровизация как детерминанта трансформаций когнитивной подсистемы психики // Перспективы развития науки и образования. 2024. № 3.

Карр Н. Пустышка: Что Интернет делает с нашими мозгами. СПб.: Best BusinessBooks, 2012. 253 с.

Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999. 781 с.

Тест умственных способностей / И. Г. Сенин, О. В. Сорокина, В. И. Чирков. Ярославль: Психодиагностика, 1996. 47 с.

Карпов А. В. Психология деятельности: в 5 т. М.: РАО, 2015.

Карпов А. В. Методологические основы психологии информационной деятельности. М.: РАО, 2021. 750 с.

Карпов А. В. Методологические аспекты влияния цифровизации на когнитивное развитие личности // Человек. Субъект. Личность. М.: ИП РАН, 2023. С. 171-176. EDN TPHWCQ




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2024-3-514-528

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)