Понятие психики в отечественной дореволюционной психологии

Nikita A. Vlasov

Аннотация


В статье рассматривается понятие психики в отечественной дореволюционной психологии. В ходе исследования были изучены основные значения концепта «психика» («душа») с точки зрения трех направлений в дореволюционной психологии (эмпирического, философского и естественнонаучного) при помощи сравнительно-исторического и библиографического методов, категориального анализа. Источниковую базу исследования составили монографии, учебники и статьи ведущих российских психологов с 1900 по 1917 год включительно. В результате исследования было установлено, что в отечественной дореволюционной психологии отсутствовала единая трактовка понятия психики, как это будет позже, начиная с середины 1930-х годов в советской психологии; также было обнаружено, что эта трактовка зависела от методологической ориентации представителей трех направлений в российской психологии указанного периода: отказа от непосредственного использования понятия психики в эмпирической психологии, понимания души как внутреннего мира человека в философской психологии, понимания психики как адаптивного приспособления, имеющего субъективную и объективную стороны, в естественнонаучной психологии.

Ключевые слова


история психологии; история понятий; концептуальная история; психика; душа

Полный текст:

PDF

Литература


Рубинштейн С. Л. Основы психологии: пособие для высших педагог. учеб. заведений. М.: Гос. учеб.-педагог. изд-во, 1935. 496 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940. 596 с.

Власов Н. А. Понятие как объект исследования истории психологии. Ананьевские чтения - 2023 // Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития: материалы международной научной конференции, 17-20 октября 2023 года, Санкт-Петербург. М.: Союзкниг; Кириллица, 2023. С. 135.

Власов Н. А., Мазилов В. А. История понятий как перспективное направление историко-психологических исследований // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 4. С. 93-103. DOI 10.20323/1813-145X_2023_4_133_93

Мазилов В. А., Власов Н. А. М. С. Роговин и исследование понятий психологической науки // Сибирский психологический журнал. 2024. № 91. С. 6-21.

Петровский А. В. История советской психологии: Формирование основ психологической науки. М.: Просвещение, 1967. 367 с.

Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. М.: Институт психологии РАН, 1997. 576 с.

Челпанов Г. И. Психология и школа. М.: Ленанд, 2022. 214 с.

Челпанов Г. И. Краткий повторительный курс психологии: для сред. учеб. заведений. М.: «Сотрудник школ» А. Залесской, 1913. 214 с.

Нечаев А. П. Очерки психологии для воспитателей и учителей. СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1911. 352 с.

Франк С. Л. Предмет знания об основах и пределах отвлеченного знания; Душа человека: Опыт введения в философскую психологию. СПб.: Наука, 1995. 655 с.

Бехтерев В. М. Объективная психология / редкол. А. В. Брушлинский [и др.]; изд. подгот. В. А. Кольцова; отв. ред. тома Е. А. Будилова, Е. И. Степанова. М.: Наука, 1991. 475 с.

Ланге Н. Н. Психический мир / под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 368 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2024-3-506-513

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)