Роль аккультурации в реализации конструктивной конфликтности

Mergalyas M. Kashapov

Аннотация


В статье выделены критерии «конфликтной компетентности» в рамках интегративной модели, соединяющей диспозициональные и ситуационные факторы возникновения конфликтов. Обоснованы возможности изучения разных образов конфликтов в контексте соединения направленности на фундаментальное исследование общепсихологического характера (для обоснования термина, критериев и роли конфликтной компетентности личности) и практического использования знаний о конфликтной компетентности в целях улучшения межличностного взаимодействия (включая психолого-педагогический, социально-психологический аспекты и их места в психологии педагогической деятельности). Новизна авторского подхода заключается в обосновании необходимости разработки модели формирования и развития конфликтной компетентности в процессе социализации детей мигрантов. Обосновывается целесообразность исследования сочетания традиционно выделяемых механизмов социальной перцепции с проявлением развития (актуалгенеза) мышления и личностной регуляции в становлении и проявлении конфликтной компетентности педагога.

Ключевые слова


аккультурация; конструктивная конфликтность; предиктор; мышление; конфликт; педагог; учащиеся

Полный текст:

PDF

Литература


Хотинец В. Ю., Молчанова Е. А. Этнический образ мира: «свои» и «другие»: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2022. 205 с.

Кашапов А. С. Ресурсный компонент динамики социально-психологической адаптированности и конфликтоустойчивости студентов младших курсов // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 3. С. 127-136. DOI 10.20323/1813-145X-2021-3-120-127-136.

Кашапов М. М. Акмеология: учебное пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль : ЯрГУ, 2011. 112 с.

Кашапов М. М. Учёт в медиации специфики типов реагирования на конфликт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2012. № 3. С. 31-41.

Кашапов М. М., Филатова Ю. С., Кашапов А. С. Когнитивные компоненты творческого процесса в конфликте. Ярославль, 2018. 360 с.

Кашапов М. М., Кашапов А. С. Формирование профессионального творческого мышления: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2020. 124 с.

Кашапов М. М., Лукина А. С., Махновец С. Н. Структурно-уровневая организация конфликтной компетентности в профессиональной деятельности руководителя // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13, № 2. С. 261-278. DOI 10.21638/spbu16.2023.209.

Филатова Ю. С., Кашапов А. С. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 385-404. EDN HRRPEI.

Кашапов А. С. Когнитивно-ресурсные компоненты событийности в условиях профессионализации субъекта // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 55-61. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-4-55-61.

Кашапов М. М. Абнотивность как характеристика профессионализации мышления педагога // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, № 2. С. 137-147. DOI 10.35634/2412-9550-2019-29-2-137-147.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2024-2-306-317

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)