Основные приемы манипуляции массовым сознанием

Владимир Васильевич Козлов, Михаил Николаевич Гордеев, Никита Анатольевич Власов

Аннотация


В статье приводится обзор основных технологий, при помощи которых средства массовой информации обеспечивают контроль над обществом посредством управления информационными потоками. Представлен анализ основных приемов манипуляции массовым сознанием. Каждый прием иллюстрируется примером, взятым из истории как России, так и зарубежных стран. Дается краткое описание двух основных моделей контроля информационных потоков: модели дефицита, предполагающей крайнюю ограниченность позиций СМИ, и модели пресыщения, предполагающей чрезмерную избыточность точек зрения средств массовой информации и оперирование огромным объемом данных.


Ключевые слова


манипуляция сознанием; внушаемость; информационный поток; психология влияния; средства массовой информации; контроль над обществом; Интернет; социальные сети

Полный текст:

PDF

Литература


Козлов В. В., Гордеев М. Н., Власов Н. А. Биосоциальная основа феномена внушаемости: современный анализ // PSIXOLOGIA. 2015. № 1 (17). С. 11-17.

Козлов В. В., Гордеев М. Н., Власов Н. А. Транзактное взаимодействие как механизм внушаемости в большой группе // Психология и психотехника. 2015. № 2 (77). С. 135-140.

Козлов В. В., Гордеев М. Н., Власов Н. А. Игровое и сценарное взаимодействие как элементы ролевого механизма внушаемости в большой группе // Психология и психотехника. 2015. № 8 (83). С. 761-770.

Козлов В. В., Гордеев М. Н., Власов Н. А. Конформизм как механизм внушаемости в большой группе // PSIXOLOGIA. 2015. № 3 (15). С. 20-25.

Козлов В. В., Гордеев М. Н., Власов Н. А. Конформизм как механизм внушаемости в большой группе // ЧФ: социальный психолог. 2016. № 1 (31). С. 307-315.

Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-еврознак, 2003. 384 с.

Почепцов Г. Г. Информационные войны. Новый инструмент политики. М.: Алгоритм, 2015. 256 с.

Смирнов С. Г., Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2015. 528 с.

Смолл Г., Ворган Г. Мозг онлайн. М.: Колибри, 2011. 352 с.

Юнг К. Г. Архетип и символ. Минск: Ренессанс, 1991. 288 с.

Колышкина Т. Б., Шустина И. В. Слова категории состояния как средство отражения негативной базовой мотивации потребителей в рекламном тексте // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20, № 4. С. 161-165.

Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Век XXI. М. : Алгоритм, 2015. 464 с.

Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2011. 304 с.

Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. СПб.: Питер, 2016. 352 с.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-еврознак, 2003. 448 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2016-4-98-105

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)