Содержательные проявления типов чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки

Olga V. Smirnova, Ekaterina A. Lovkova

Аннотация


Чувствительность к другому человеку выступает одной из важнейших личностно-профессиональных компетенций студентов психолого-педагогических направлений подготовки. В соответствии с этим особую актуальность приобретает проблема изучения факторов, определяющих чувствительность к человеку. В ходе эмпирического исследования установлено, что наряду с чувствительным типом (где все компоненты чувствительности проявляются на высоком уровне) чаще других у студентов психолого-педагогических направлений подготовки встречаются эмоционально-альтруистический тип, который свидетельствует о недостаточном развитии интереса к другому и понимании человека, а также интуитивный тип, который связан со сложностями в понимании внутреннего мира другого. Кроме того, нередко проявляется и нечувствительный тип, представители которого демонстрируют недостаточный уровень сформированности всех компонентов чувствительности к человеку. Полученные результаты могут быть использованы при организации учебно-воспитательной работы в вузе, а также в процессе разработки специальных программ по формированию чувствительности к другому человеку у будущих педагогов и психологов.

Ключевые слова


чувствительность к человеку; интерес к человеку; эмпатия; понимание; помощь; типы чувствительности к человеку

Полный текст:

PDF

Литература


Маралова Т. П. Психологическая структура сензитивности к человеку // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 5. С. 30-33.

Кузнецова Е. Н. Интерес к человеку как ценностное основание педагогического взаимодействия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. №. 121. С. 124-127.

Юрасов В. С. Благотворительность и социальный интерес: определения и взаимосвязь // Вестник Харьк. нац. ун-та им. В. Н. Каразина 2010. № 891. С. 110-115.

Тулитбаева Г. Ф. Социальный интерес как условие преодоления отчужденности в межличностных отношениях у студентов-психологов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2019. 24 с.

Лаверычева И. Г. Влияние эмпатии на проявления альтруизма и эгоизма // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. № 160. С. 65-74.

Михалкина С. А., Анисимова К. С. Исследование взаимосвязи эмпатии и жизнестойкости студентов педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-2. С. 382-385. EDN PFUUSY.

Мельник Е. В. Влияние эмпатии на формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2007. 23 с.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. 200 с.

Юшачкова Т. Б. Взаимосвязь понимания другого человека и ценности умения прощать у студентов // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 2. С. 110-126. DOI 10.17759/sps.2018090208.

Ковалева Ю. В. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и мотивов помогающего поведения студентов // В мире научных открытий. 2013. № 9-2 (45). С. 78-92.

Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Александрович М. О. Моральные основания и социальные нормы безопасного просоциального поведения молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 10. С. 116-138.

Маралов В. Г., Романюк Л. В. Влияние чувствительности к человеку на принятие позиций взаимодействия студентами // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 180-195.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2024-1-146-155

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)