Феноменологический анализ восприятия художественных произведений

Alexandra V. Chistopolskaya, Denis L. Karpov, Svetlana A. Trifonova

Аннотация


В статье представлены некоторые результаты качественного исследования феноменологии восприятия художественных произведений. В качестве основных результатов мы получили эстетическое предпочтение направлений реализма и импрессионизма большинством испытуемых. Эстетический опыт может быть описан в категориях рационального и эмоционального. В эстетической оценке картин преобладают рациональные категории. Категория эмоционального весьма дифференцирована и включает различные типы эмоций: этические, эстетические, гедонистические и повседневные.

Ключевые слова


эстетический опыт; восприятие картин; эмоциональные и рациональные признаки; эстетическая оценка

Полный текст:

PDF

Литература


Н. Leder et al. A model of aesthetic appreciation and aesthetic judgments // British journal of psychology. 2004. Т. 95, № 4. С. 489-508.

Shimamura A. P., Palmer S. E. Aesthetic science: Connecting minds, brains, and experience. 2012. 408 c.

Pelowski M. Tears and transformation: Feeling like crying as an indicator of insightful or «aesthetic» experience with art // Frontiers in Psychology. 2015. Т. 6. С. 1006.

Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. Кожевникова и П. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. 752 с.

Ohlsson S. Deep learning: How the mind overrides experience. Cambridge University Press, 2011. - 540 c.

Palmer S. E., Schloss K. B. An ecological valence theory of human color preference // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2010. Т. 107, № 19. С. 8877-8882.

Menninghaus W. et al. What are aesthetic emotions? // Psychological review. 2019. Т. 126, № 2. С. 171-195.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2023-2-298-307

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)