Коммуникативные аспекты в показателях мониторинга инклюзивного образования

Elena V. Koneva, Galina O. Roschina, Lilia S. Rusanova

Аннотация


В статье рассмотрена одна из базовых методологических задач мониторинга и обеспечения качества инклюзивного образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - определение показателей, которые подлежат фиксации в процессе мониторинга. Авторы рассматривают возможность конкретизации мониторинговых показателей на основе рекомендаций ПМПК. Показано также, что одним из существенных факторов успешной инклюзии детей с ОВЗ становится отношение к ней родителей и педагогов, их опыт, мотивация, профессиональные навыки и коммуникация. Специфичность критериев успешного функционирования образовательной среды применительно к обучающимся с ОВЗ привлекает особое внимание к их психологическому благополучию, социометрическому статусу и проявлениям буллинга в инклюзивных классах. Соответствующие показатели требуют стандартизации и ставят вопрос об организационных аспектах мониторинга инклюзивного образования.

Ключевые слова


дети и подростки с ограниченными возможностями; мониторинг инклюзивного образования; коммуникативные аспекты в показателях; организация мониторинга

Полный текст:

PDF

Литература


Алехина С. В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов // Психологическая наука и образование. 2015. № 3. С. 70-78.

Экспертиза качества специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ как условие повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения / И. В. Пестова [и др.] // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № 2. С. 139-149.

Майоров А. Н. Мониторинг в образовании М.: Интеллект-Центр, 2005. 424 с.

Кардашова К. В. Мониторинг в специальном образовании // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 1 (5). С. 220-223.

Болотов В. А. Оценка качества образования. Ретроспективы и перспективы //Управление школой. 2012. № 5. С. 9-11.

Назарова С. И. Экспертиза качества педагогического образования на основе профессионального стандарта педагога // Человек и образование. 2015. № 1. С. 129-134.

Косикова Л. В. Инклюзивное образование: отношение родителей и педагогов к инклюзивному образованию // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. Т.7, №1. С. 69-73.

Рощина Г. О. Самоэффективность педагога инклюзивного образования: от «выученной беспомощности» до профессиональной самооценки // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 2. С. 47-54.

Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия. 2000. 320 с.

Кричевский Р. Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности // Акмеология. 2001. № 1. С.47-52.

Авдеева Т. Н. Проблемы психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С.112-119.

De Boer A., Pijl S. J., Minnaert A. Students’ attitudes towards peers with disabilities: A review of the literature // International Journal of disability, development and education. 2012. Vol.59, № 4. pp. 379-392.

Heyam E. Attitudes toward inclusion of children with special needs in regular schools (A case study from parents’ perspective) // Educational Research and Reviews. 2009. Vol. 4, pp. 164-172.

Торосян Ю. А., Суняйкина Т. В. Исследование конфликтологической культуры педагогов общеобразовательной организации // Концепт. 2017. № 2. С. 160-167.

Деревянкина Н. А. Изменение психологического благополучия школьников с задержкой психического развития при переходе в среднее звено // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 4. С. 176-185.

Талышева И. А. Самооценка и социальный статус детей, учащихся в инклюзивном классе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-6. С. 309-315.

Плотников С. Г., Бочарова И. С., Колесникова Е. А. Оценка социометрического статуса детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников при инклюзивном обучении // Наука и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции (8 ноября 2014 г, г. Уфа). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С. 289-291.

Старовойт Н. В. Инклюзивный класс: размышления ученого над результатами социометрического исследования // Инклюзивное образование: теория и практика. 2018. С. 97-101.

Determinants of students’ attitudes towards peers with disabilities / C. Vignes [et al.] // Developmental Medicine & Child Neurology. 2009. Т. 51, № 6. С. 473-479.

De Boer A., Pijl S. J., Minnaert A. Attitudes of parents toward inclusive education: A review of the literature // European Journal of Special Needs Education. 2010. Vol. 25, № 2. Р. 165-181.

Improving attitudes towards children with disabilities in a school context: A cluster randomized intervention study / E. Godeau [et al.] // Developmental Medicine & Child Neurology. 2010. Vol. 52, № 10. Р. 236-242.

Конева Е. В., Солондаев В. К., Пелевина А. А. «Неуставные отношения» в учебных коллективах // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2017. № 2. С. 95-99.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2023-2-288-297

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)