Содержание и специфика профессионально важных качеств медицинских сестер

Maria V. Ekaterinina, Elena V. Karpova

Аннотация


Представлены результаты теоретического анализа и эмпирических исследований проблемы определения и объяснения комплекса профессионально важных качеств одного социально значимых видов деятельности - деятельности медицинских сестер. На основе принципа взаимно дополнительного анализа литературных данных и материалов авторского исследования определены и охарактеризованы основные профессионально важные качества медицинской сестры, главными из которых являются аттенционные способности в целом и переключаемость и концентрация внимания в частности; коммуникативные и организаторские способности; эмпатия, самоконтроль, а также интернальность, лежащая в основе еще более обобщенного качества - ответственности. Эти качества проинтерпретированы с позиций синтеза профессиографического и компетентностного подходов.

Ключевые слова


профессионально важные качества; медицинская сестра; студенты; субъект деятельности; профессиогенез; компетентностный подход; профессиографический подход

Полный текст:

PDF

Литература


Толочек В. А. Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2019. № 2. С. 123-137.

Chaiklin S., Sievert A. A theoretical model of nursing practice: Implications for a competence approach to nursing education // Nurse Education in Practice. 2019. № 36. P. 58-63.

Hojat M. Empathy in Patient Care: Antecedents, Development, Measurement, and Outcomes By Mohammadreza Hojat. New York: Springer, 2007. 295 p.

Григорян Э. Г. Особенности внимания в профессиональной деятельности специалистов медицинских учреждений // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. № 1. С. 91-97.

Кирдяшкина Т. А. Методы исследования внимания (Практикум по психологии): учебное пособие. Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999. 72 с.

Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Логос, 2007. 192 с.

ГОСТ Р 52623.3-2015. Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода: Национальный стандарт российской федерации: дата введения 2016-03-01. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200119181 (дата обращения: 20.11.2020).

Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (временная) (утв. Минздравом РФ и Российской академией медицинских наук 10 ноября 1999 г. №№ 01-23/4-10, 01-02/41). URL: http://docs.cntd.ru/document/901839734 (дата обращения: 20.04.2021).

Nursing errors and their causes among nursing students / M. Mohsenpour [et al.] // Clinical Ethics. 2020. P. 1-7.

Nurses’ communication skills and the quality of inpatient services from patients’ viewpoints / A. M. Sharifabad Morowati [et al.] // Medical Science. 2019. 23(96). P. 163-167. URL: http://www.discoveryjournals.org/medicalscience/current_issue/v23/n96/ A5.pdf (дата обращения: 21.04.21).

The effects of teaching communication skills to nursing students on the quality of care for patients / R. Taghizadeh [et al.] // Asian Journal of Pharmaceutics. 2018. 12. P. 1252-1255. URL: https://www.researchgate.net/publication/332140294 _The_effects_of_teaching_communication_skills_to_nursing_students_on_the_quality_of_care_for_patients (дата обращения: 11.04. 2021).

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 502) URL: https://base.garant.ru/70683786/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/(дата обращения: 11.04. 2021).

Hoeve ten Y. From student nurse to nurse professional: The shaping of professional identity in nursing: Dissertation. [Groningen]: Rijksuniversiteit Groningen, 2018. 212 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/323773006_From_Student_Nurse_to_ Nurse_Professional (дата обращения: 11.05. 2020).

Бабудоржиева Э. Д. Исследование проблемы коммуникативных и организаторских способностей в психологии // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. № 5. С. 41-45.

Stinson K. J. Benner’s framework and clinical decision-making in the critical care environment // Nurs Sci Quarterl. 2017. 30(1). P. 52-57.

Clinical decision-making in senior nursing students in Iran / F. Jahanpour [et al.] // International Journal of Nursing Practice. 2010. 16(6). P. 595-602.

Dicle A., Edeer Durmaz A. Examination of Clinical Decision Making Perceptions of Nursing Students // The New Educational Review. 2013. № 33. P. 134-144. URL: https://www.researchgate.net/publication/283264393_Examination_of_Clinical_Decision_Making_Perceptions_of_Nursing_Students (дата обращения: 18.05.2021).

Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности. Ярославль: ЯрГУ, 2018. 744 с.

The Relationship between Nurses’ Moral Sensitivity and Patients’ Satisfaction with the Care Received in the Medical Wards / A. Elham [et al.] // Journal of Caring Sciences. 2019. 9. P. 98-103.

Williams J., Stickley T. Empathy and nurse education // Nurse Education Today. 2010. 30. P. 752-755.

Smith J. What is empathy for? // Synthese. 2015.194 (3). P. 709-722. DOI: 10.1007/s11229-015-0771-8.

Шадриков В. Д. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд: монография: в 4 т. Т. I: Системогенез профессиональной и учебной деятельности. М.: Изд. дом РАО; Ярославль: ЯрГУ, 2017. 326 с.

Empathy with Patients Compared between First and Final Year Nursing Students / S. Saeidi [et al.] // J Holist Nurs Midwifery. 2017. 27(1): P. 79-85.

Sedaghati Kesbakhi M., Rohani C. Changes in the Level of Nursing Students’ Empathy During Four Years Education // J Med Edu. 2020. 19(2). P. 100-179. URL: https://sites.kowsarpub.com/jme/articles/107179.html (дата обращения: 05.05.2021).

The Empathy Enigma: An Empirical Study of Decline in Empathy Among Undergraduate Nursing Students / J. War [et al.] // Journal of Professional Nursing. 2012. 28(1). P. 34-40.

Devi Aruna N. T., Eapen Annie A., Manickam L. S. S. A comparative cross-sectional study on the level of empathy between the freshmen to senior undergraduate student nurses // International Journal of Advance Research and Development. 2020. Vol. 3, Issue 9, P. 10-15. URL: https://www.ijarnd.com/manuscripts/v3i9/V3I9-1141.pdf (дата обращения: 18.05.2021).

Schramm Tobias J. T. Burnout am Arbeitsplatz von Krankenschwestern und Krankenpflegern in Bayern. Frankfurt/Oder, 2016. 440 p. URL: https://opus4.kobv.de/opus4-euv/frontdoor/deliver/index/docId/214/file/Dissertation+Tobias+Schramm.pdf (дата обращения: 11.04. 2021).

Карпова Е. В., Коптева С. И. Формирование у будущих педагогов эмпатии как профессионального качества // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2. С. 114-121.

Evaluation of nursing students’ self-control in Turkey / A. O. Eyimaya [et al.] // J Pak Med Assoc. 2020.Vol. 70, No. 6. P. 1013-1017.

McCloughen, A., Levy, D., Johnson, A., Nguyen, H., McKenzie, H. Nursing students’ socialisation to emotion management during early clinical placement experiences: A qualitative study. J Clin Nurs. 2020. P. 1-26. DOI: 10.1111/jocn.15270.

Пашукова Т. И., Допира А. И., Дьяконов Г. В. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. М.: Институт практической психологии, 1996. 177 с.

Ghasemi S., Ahmadi F., Kazemnejad A. Responsibility among bachelor degree nursing students: A concept analysis // Nursing Ethics. 2018, P. 1-12.

Ковылин В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 2. С. 22-41.

Khoshouei M. S. Prediction of procrastination considering job characteristics and locus of control in nurses // Journal of Holistic Nursing and Midwifery. 2017. 27(2). P. 27-35.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2021-4-610-623

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)