Понимание как преодоление неопределённости

A. D. Kiyatkina, Vladimir D. Shadrikov

Аннотация


В статье рассматривается понимание как стремление к снятию неопределенности через феномен «энтропии». Процесс обучения изначально ставит ученика в ситуацию постоянного движения от неупорядоченной среды к упорядоченной, что происходит за счет постоянного нарушения равновесия во внутреннем мире ученика. Исследования понимания через энтропию позволяют рассматривать субъекта понимания как необратимую динамическую систему, тогда индивидуальность педагогического воздействия может объясняться степенью устойчивости этой системы. С учетом многообразия индивидуальных различий, детерминирующих процесс понимания, предлагается идея о построении вероятностной модели понимания.

Ключевые слова


понимание; неопределенность; энтропия; динамические системы

Полный текст:

PDF

Литература


Пригожин И. Конец определённости. Время, хаос и новые законы природы. М.; Ижевск, 2000. 208 с.

Gell-Mann M. The Quark And The Jaguar. L.: Little, Brown, 1994. 392 р.

Пуанкаре А. Новые методы небесной механики // Избранные труды. М.: Наука, 1971. Т. 1. 771с.

Николис Г., Пригожин И. Познание сложности. М.: Мир, 1990. 334 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Москва: Питер, 1999. 720 с.

Кияткина А. Д. Неопределенность как мотивация учения и фактор понимания учебного материала. Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: сборник материалов Всероссийской научной конференции. Ярославль: Филигрань, 2020. С. 398-401.

Корнилова Т. Б. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределённости и риска. СПб.: Нестор-История, 2016. 344с.

Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1980. 260 с.

Макарова К. В. Психология понимания. М.: Правда-Пресс, 2020. 166 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2021-3-434-443

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)