Исследование языкового сознания российских и иностранных военных специалистов методом ассоциативного эксперимента

Maria N. Krotova, Alina P. Ushakova

Аннотация


В статье представлены результаты психолингвистического исследования языкового сознания военных специалистов, обучающихся в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны. В исследовании приняло участие 100 человек. Это представители ближнего и дальнего зарубежья, а также курсанты из России. Основной метод, используемый авторами для сравнения языковой картины мира, был ассоциативный эксперимент. Данный метод позволил выявить маркерные для сознания представителей разных языковых картин мира ориентиры (ядро и периферию в конкретном поле сознания), ценностную картину мира в рамках языкового сознания. Авторы представили анализ двух слов-стимулов - армия и офицер, которые позволяют определить психологические особенности языкового сознания с учетом страны проживания, учебно-профессиональной деятельности и профессионализации личности. В результате эксперимента отмечается общность представлений об основных понятиях военно-профессиональной терминологии у всех курсантов, но выделяется специфическая особенность языкового сознания, сформированного родным языком в течение длительного времени (от 20 лет и более), культурой и устройством жизни страны - родины курсанта, которая определяет уникальные и нехарактерные для русской языковой картины мира реакции.

Ключевые слова


курсанты; военный вуз; иностранные военные специалисты; языковое сознание; ассоциативный эксперимент

Полный текст:

PDF

Литература


Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 275 с.

Ломов Б. Ф. Сознание как идеальное отражение // Психология сознания / ост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 110-137.

Карпов А. В. Психология сознания. Метасистемный подход. М.: РАО, 2011. 1080 с.

Гальперин П. Я. К психологии формирования речи на иностранном языке // Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку. М.: Изд-во МГУ, 1972. С. 60-71.

Акопов Г. В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. М.: Институт психологии РАН, 2010. 272 с.

Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994. 384 с.

Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. 287 с.

Гальперин П. Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Психология как объективная наука. М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модек, 1998. С. 430-441.

Караулов Ю. Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной цепи // Языковое сознание и образ мира: сборник статей / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. С. 191-206.

Тарасов Е. Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: ИЯ РАН, 1996. С. 7-22.

Антонова И. С. О соотношении понятий «языковое сознание» и «профессиональное языковое сознание» // Социосфера. 2010. № 4. С. 52-57.

Бойко Б. Л. Основы теории социально-групповых диалектов: монография. М.: Воен. ун-т, 2008. 184 с.

Русский ассоциативный словарь. / Ю. Н. Караулов [и др.]. М.: АСТ, 2002. 781с.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2021-2-276-289

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)