Функции экспликации в условиях профессионализации мышления

Mergalyas M. Kashapov

Аннотация


В статье обосновано, что метод экспликации в условиях профессионализации мышления субъекта выполняет различные функции. Экспликация позволяет осуществить: во-первых, перевод неясных и неопределённых интуитивных представлений (экспликандов) к виду строгих в категориальном, семантическом и логическом виде понятий (экспликансов); во-вторых, концептуализацию определенной области профессионального познания, приведение её в целостную, действенную систему; в-третьих, обнаружение и учёт имплицитных (или неявных) зависимостей между различными познаваемыми и преобразуемыми явлениями; в-четвертых, реализацию надситуативного мышления, обеспечивающего приобретение субъектом ценных личностных и профессиональных новообразований. Экспликация (выражение, распространение) выделенных признаков профессионального мышления субъекта как эксплицируемого явления осуществляется посредством дифференцирования познаваемых явлений: духовных как проявление силы и содержательности внутренней жизни; социальных как преломление в профессиональной деятельности общественных требований; средовых как интеграция и осмысление тех условий среды, которые становятся средствами оперативного совладания с возникшими трудностями; ресурсных как реализация и преумножение ресурсов, прежде всего внутренних как основы профессионального и личностного саморазвития субъекта.

Ключевые слова


экспликация; профессионализация; мышление; деятельность; ресурсность мышления; субъект; профессиональное и личностное развитие

Полный текст:

PDF

Литература


Леонтьев Д. А. Саморегуляция как предмет изучения и как объяснительный принцип // Психология саморегуляции в XXI веке / отв. ред. В. И. Моросанова. СПб.; М.: Нестор-История, 2011 С. 74-89.

Песков В. П. Роль аналитического и холистического стилей мышления для экспликации представления // Вестник Московского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. 2014. № 1 (27). С. 74-80.

Демин И. В. Понятие границы в семиотике культуры Ю. М. Лотмана // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 243-249.

Алехин А. Н., Грекова А. А. Особенности формирования мышления в условиях цифровой среды // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8, № 1. С. 162-176.

Алехин А. Н., Грекова А. А. «Псевдопсихопатологические» формы мышления в современных условиях // Вестник психотерапии. 2018. № 66 (71). С. 137-151.

Серафимович И. В., Конькова О. М., Райхлина А. В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление // Открытое образование. 2019. Т. 23, № 1. С. 14-26.

Серафимович И. В., Харавинина Л. Н. Конкурсы профессионального мастерства как форма развития профессиональных компетенций и профессионализации мышления педагогов // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3, № 2 (4). С. 75-78.

Серафимович И. В., Харавинина Л. Н. Профессионализация мышления педагога и развитие профессиональных компетенций в условиях конкурсов профессионального мастерства // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 2 (27) С. 382-387.

Профессиональное мышление педагогов и личностных результатов обучающихся / И. В. Серафимович [и др.] // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: материалы III междунар. Науч.-практ. конф. под науч. ред. Е. В. Карповой. Ярославль, 2019. С. 172-173.

Серафимович И. В. Профессионализация мышления субъекта как условие личностного и профессионального развития (на примере медицинских работников) // Наука - образование - профессия: системный личностно-развивающий подход: сб. / под общ. ред. Л. М. Митиной. М., 2019. С. 516-518.

Серафимович И. В., Беляева О. А. Профессионализация мышления и психолого-педагогическая подготовка педагогов к работе с личностными результатами обучающихся средствами воркшопа // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 2. С. 114-117.

Серафимович И. В. Акмеологические и когнитивные ресурсы в профессионализации студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. С. 64.

Серафимович И. В., Егорова К. А. Адаптация в профессиональной педагогической деятельности и когнитивные ресурсы // Ярославский психологический вестник. 2019. № 2 (44). С. 100-102.

Серафимович И. В., Сабаканова А. С. Метакогнитивные признаки профессионального мышления и особенности саморегуляции педагогов как характеристики психологического здоровья // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сб. науч. ст. Курск, 2020. С. 258-262.

Серафимович И. В., Егорова К. А. Взаимосвязь профессионального педагогического мышления с рефлексивностью и эмоциональным интеллектом у педагогов различного профиля // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 327-339.

Кашапов М. М. Когнитивное и метакогнитивное понимание структурно-динамических характеристик творческого профессионального мышления // Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов / под ред. М. М. Кашапова, Ю. В. Пошехоновой. Ярославль, 2012. С. 35-121.

Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под науч. ред. проф. М. М. Кашапова. Ярославль, 2012. 428 с.

Kashapov M. M., Serafimovich I. V., Poshekhonova Y. V. Components of metacognition and metacognitive properties of forecasting as determinants of supra-situational pedagogical thinking. // Psychologyin Russia: State of the Art. 2017. № 10 (1). Р. 80-94.

Филатова Ю. С., Кашапов А. С. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 385-404.

Филатова Ю. С. Выбор стратегии конфликтного поведения как фактор формирования клинического мышления на ранних этапах профессионализации // Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. по психологии с междунар. участием. Владимир, 2019. С. 347-350.

Филатова Ю. С. Ситуационный анализ как средство профессионализации клинического мышления студентов // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: тезисы докл. XIV всерос. науч.-метод. Конф. Ярославль, 2020. С. 315-317.

Кашапов А. С. Критерии, стадии и уровни профессионального развития психолога-практика // Ярославский психологический вестник. 2006. Вып. 19. С. 58- 62.

Кашапов А. С. Когнитивные и метакогнитивные характеристики конфликтоустойчивости в процессе социально-психологической адаптации студентов // Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов / под науч. ред. проф. М. М. Кашапова, доц. Ю. В. Пошехоновой. Ярославль, 2012. С. 269-320.

Кашапов А. С. Метод анализа конкретных ситуаций как средство реализации когнитивного ресурса субъекта образовательной деятельности // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: тезисы докл. XIV всерос. науч.-метод. конф. Ярославль, 2020. С. 130-132.

Виленская Г. А. Исполнительные функции: природа и развитие // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 4. С. 21-31.

Толочек В. А. Человек как субъект в континууме «Задатки - компетенции» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, № 1. С. 16-25.

Толочек В. А. «Психологические ниши»: топос и хронос в детерминации профессиональной специализации субъекта // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 1. С. 195-213.

Толочек В. А. Динамика умственной работоспособности. Ч. 2: Психологические особенности 2-летних и 4-летних циклов // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 6. С. 31-43.

Кашапов М. М. Психология профессионального педагогического мышления: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2000. 48 с.

Кашапов М. М. Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах) // Сибирский психологический журнал. Томск. 2005. № 22. С. 135-140.

Кашапов М. М. Акмеологические и психологические механизмы творческого мышления профессионала в контексте метакогнитивного подхода // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2009. № 5. С. 4-12.

Кашапов М. М. Событийность мышления преподавателя как средство профессионализации и социализации студентов // Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев, А. Н. Занковский. М.: Институт психологии РАН, 2015. С. 186-195.

Кашапов М. М., Филатова Ю. С., Кашапов А. С. Когнитивные компоненты творческого процесса в конфликте. Ярославль, 2018. 360 с.

Кашапов М. М., Кашапов А. С. Формирование профессионального творческого мышления: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 124 с.

Кашапов М. М., Пошехонова Ю. В., Кашапов А. С. Психология образовательных технологий: учебно-методическое пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2020. 68 с.

Профессионализация мышления преподавателя в контексте современных проблем педагогического образования / М. М. Кашапов [и др.] // Ярославский психологический вестник. 2019. Вып. 3 (45). С. 35-40.

Активные методы обучения студентов: практическое руководство / отв. за вып. И. М. Лоханина, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2005. 118 с.

Кашапов А. С. Обучение старшеклассников творческому разрешению конфликтов // Ярославский психологический вестник. 2007. № 20. С. 151-154.

Кашапов М. М., Филатова Ю. С., Кашапов А. С. Событийно-когнитивные компоненты профессионализации субъекта. Ярославль, 2018. 392 с.

Кашапов М. М. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс личности // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 22. С. 3-9.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2021-1-100-109

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)