Сложные проблемы как предмет психологических исследований

Анастасия Борисовна Кутузова, Наталья Николаевна Мехтиханова

Аннотация


В статье рассматриваются существующие в современной психологии направления исследований комплексных проблем. Приводится определение понятия «проблема», описываются различные классификации видов проблем. Дается характеристика класса комплексных проблем, их свойств и стадий решения. Ставится вопрос о критериях оценки решения комплексных проблем. Проводится сравнение характеристик комплексных проблем с характеристиками сложных личностных проблем, исследуемых различными авторами.

Ключевые слова


complex problems; definition; types; features; stages of solution; determination of complex problems; complex personal problems; evaluation of the solution; комплексные проблемы; определение; виды; признаки; стадии решения; детерминация сложных проблем; сложные личностные проблемы; оценка решения

Полный текст:

PDF

Литература


Funke J. Complex problem solving: A case for complex cognition? // Cognitive processing. 2010. V. 11, № 2. P. 133-142.

Субъект и объект практического мышления: коллективная монография / под ред. А. В. Карпова, Ю. К. Корнилова. Ярославль: Ремдер, 2004. 320 с.

Frensch P. A., Funke J. Definitions, traditions, and a general framework for understanding complex problem solving // Complex Problem Solving: The European Perspective / eds P. A. Frensch and J. Funke. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1995. P. 3-25.

Sternberg R. J., Frensch P. A. Complex problem solving: Principles and mechanisms. NJ: Psychology Press, 2014. 358 р.

A multitrait-multimethod study of assessment instruments for complex problem solving / S. Greiff [et al.] // Intelligence. 2013. V. 41, № 5. P. 579-596.

Willis S. L. Everyday problem solving // Handbook of the psychology of aging. 1996. V. 4. P. 287-307.

Chang E. C., D’Zurilla T. J., Sanna L. J. Social problem solving: Theory, research, and training. NJ: American Psychological Association, 2004. 276 p.

Heppner P. P. Expanding the conceptualization and measurement of applied problem solving and coping: From stages to dimensions to the almost forgotten cultural context // American Psychologist. 2008. V. 63, №. 8. P. 805.

Staudinger U. M., Smith J., Baltes P. B. Manual for the assessment of wisdom-related knowledge. Berlin: Max-Planck-Institut für Bildungsforschung, 1994. 92 р.

Корнилов Ю. К. Психология практического мышления: монография. Ярославль, 2000. 205 с.

McCarthy J. The inversion of functions defined by Turing machines // Automata studies. Princeton University Press, 1956. P. 177-181.

Rittel H. W. J., Webber M. M. Dilemmas in a general theory of planning // Policy sciences. 1973. V. 4, №. 2. P. 155-169.

Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982. 224 с.

Дёрнер Д. Логика неудачи. М.: Смысл, 1997. 243 с.

Wood C. The development of creative problem solving in chemistry // Chemistry Education Research and Practice. 2006. V. 7, №. 2. P. 96 -113.

Fischer A. Assessment of problem solving skills by means of multiple complex systems- Heidelberg: Validity of Finite Automata and Linear Dynamic Systems. 2015. 95 p.

Спиридонов В. Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем: учебное пособие. М.: Генезис, 2006. 319 с.

Funke J. Solving complex problems: Exploration and control of complex systems // Complex problem solving: Principles and mechanisms. 1991. V. 4. P. 185-222.

Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания. Помощь, противодействие, конфликт. М, 2000. 266 с.

Complex problem solving and intelligence: A meta-analysis / М. Stadler [et al.]. // Intelligence. 2015. V. 53. P. 92-101.

Comparing business experts and novices in complex problem solving / C. D. Güss [et al.]. // Journal of Intelligence. 2017. V. 5, №. 2. P. 20.

Güss C. D., Tuason M. T., Orduña L. V. Strategies, tactics, and errors in dynamic decision making in an Asian sample // Journal of Dynamic Decision Making. 2015. V. 1. P. 3-3.

Fischer H., Holt D. V. When high working memory capacity is and is not beneficial for predicting nonlinear processes // Memory & cognition. 2017. V. 45, №. 3. P. 404-412.

Barth C. M., Funke J. Negative affective environments improve complex solving performance // Cognition and Emotion. 2010. V. 24, №. 7. P. 1259-1268.

Güss C. D., Dörner D. The importance of motivation and emotion for explaining human cognition // Behav Brain Sci. 2017. V. 40. P. 38-39.

Güss C. D., Donovan S. J., Naslund D. Improving dynamic decision making through training and self-reflection. N.Y, 2015. 295 p.

Jansson A. Pathologies in dynamic decision making: Consequences or precursors of failure? // Sprache & Kognition. 1994. V. 13. P. 160-173.

Grossmann I. Wisdom in context // Perspectives on Psychological Science. 2017. V. 12, № 2. P. 233-257.

Wisdom, bias, and balance: Toward a process-sensitive measurement of wisdom-related cognition / J. P. Brienza [et al.]. // Journal of Personality and Social Psychology. 2018. V. 115(6). P. 1093-1126.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2020-3-122-129

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)