Мезосреда и психическое развитие

Елена Витальевна Конева

Аннотация


В статье рассматриваются вопросы взаимодействия макро- и микросредовых условий, образующих новое системное образование, называемое мезосредой или мезосистемой. Приведены примеры видов мезосистем. Рассмотрены точки зрения на проблему приоритетности влияния семейной микросреды и социально-экономических макроусловий на психическое развитие детей. Результаты различных исследований в этом направлении противоречивы: согласно одним данным, две системы условий относительно независимы друг от друга; в соответствии с другими - тот или иной фактор развития является преобладающим. В статье предложен дизайн исследования, целью которого является изучение мезосреды, образуемой материальной домашней средой и особенностями родительского воспитания.

Ключевые слова


environmental psychology; micro-environment; macro-environment; meso-environment; material environment; family; parenting style; factors of mental development; socio-economic status; экологическая психология; микросреда; макросреда; мезосреда; материальная среда; семья; стиль родительского воспитания; факторы развития психики; социально-экономический статус

Полный текст:

PDF

Литература


Панов В. И. Введение в экологическую психологию: учебное пособие. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 184 с.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. 940 с.

Чернов Д. Н. Социоэкономический статус семьи как фактор языкового развития школьников // Системная психология и социология: научно-практический журнал. 2016. № 4(20). С. 66-73. URL: http://systempsychology.ru/journal/2016_20/365-d-n-chernov-socioekonomicheskiy-status-semi- (дата обращения: 19.06.2020).

Giles-Corti B., Donovan R. J. The relative influence of individual, social and physical environment determinants of physical activity // Social science & medicine. 2002. Т. 54, №. 12. Р. 1793-1812. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0277953601001502 (дата обращения: 17.06.2020).

Молодежный вандализм как репрезентация проблем городской среды / под ред. И. В. Воробьевой, О. В. Кружковой. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. 213 с.

Конева Е. В., Русанова Л. С. Речевое развитие детей дошкольного возраста городской и сельской местности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. 2016. № 1 (35). С. 81-87.

Dilani A. Psychosocially supportive design: a salutogenic approach to the design of the physical environment // Design and Health Scientific Review. 2008. Т. 1, №. 2. Р. 47-55. URL: https://www.researchgate.net/profile/Alan_Dilani/publication/265349464 (дата обращения: 17.06.2020).

Кожина Т. С., Чудакова Н. В., Березникова Е. С. Сенсорная комната - альтернативный способ развития «особого» ребёнка // Молодой ученый. 2016. № 12.6 (116.6). С. 53-57. URL: https://moluch.ru/archive/116/32013/ (дата обращения: 06.06.2020).

Лазарев М. Л. Регулируемая сенсорная IT-среда как психолого-социальный феномен // Вестник МГУКИ. 2013. № 1 (51). С. 215-220.

Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Исследование уровня развития сюжетной игры дошкольников в московских детских садах // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. №. 2. С. 57-59.

Постникова Н. В. Сенсорная комната как инновационный метод в психологии для оздоровления людей пожилого возраста и инвалидов // Наукоемкие исследования как основа инновационного развития общества. Уфа, 2019. С. 83-85. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41545374_64298226.pdf (дата обращения: 16.06.2020).

Клюева Н. В. Экзистенциальный контекст психологического сопровождения людей пожилого возраста // Методология современной психологии. 2018. № 8. С. 128-142.

Клюева Н. В., Головчанова Н. С., Дмитриенко Е. В. Арт-терапия в работе с пожилыми людьми: методическое пособие. Ярославль, 2010. 64 с.

Чернов Д. Н. Методологические основы построения модели социокультурной обусловленности языковой компетенции ребенка в онтогенезе // Психолог. 2019. № 2. С. 56-70.

Базылевич Т. Ф., Колядина Т. В. К индивидуализированным предикторам речевого развития дошкольника // Мир психологии. 2007. № 4. С. 189-201.

Bara F., Gentaz E., Colé P. Haptics in learning to read with children from low socio-economic status families // British Journal of Developmental Psychology. 2007. Т. 25, №. 4. Р. 643-663. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1348/026151007X186643 (дата обращения: 19.06.2020).

Bakermans-Kranenburg M. J., van IJzendoorn M. H., Kroonenberg P. M. Differences in attachment security between African-American and white children: Ethnicity or socio-economic status? // Infant Behavior and Development. 2004. Т. 27, №. 3. Р. 417-433. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0163638304000384 (дата обращения: 17.06.2020).

Tong S., Baghurst P., Vimpani G., McMichael A. (2007) Socioeconomic Position, maternal IQ, home environment, and cognitive development // The Journal Of pediatrics. 2007. Vol. 151, № 3. P. 284-288. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/17719939/ (дата обращения: 17.06.2020).

Park H. Home literacy environments and children’s reading performance: A comparative study of 25 countries // Educational Research and Evaluation. 2008. Т. 14, №. 6. Р. 489-505. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13803610802576734 (дата обращения: 19.06.2020).

Davis-Kean P. E. The influence of parent education and family income on child achievement: the indirect role of parental expectations and the home environment // Journal of family psychology. 2005. Т. 19, №. 2. Р. 294. URL: https://psycnet.apa.org/buy/2005-06518-016 (дата обращения: 21.06.2020).

Дом как жизненная среда человека: психологическое исследование / С. К. Нартова-Бочавер [и др.]. М.: Памятники исторической мысли, 2016. 220 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2020-3-92-97

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 1996-5648 (Print)
ISSN 2658-3844 (Online)